ЧУЯ-РАЛЛИ - клуб профессионалов и любителей рафтинга

Категории раздела

Учебники и монографии [1]
Статьи [5]
Лекции, рефераты [1]
Фильмы [0]
Словарь ТВТ [1]

География сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к строительству каскада ГЭС на Чуе
Всего ответов: 189

Мини-чат

Каталог статей

Главная » Статьи » Техника водного туризма » Статьи

О соревнованиях по технике водного туризма. В порядке обсуждения.


Л.А.Плечко

О соревнованиях по технике водного туризма. В порядке обсуждения.

Журнал «Катера и яхты». 1973, т.45, №5, с.73

 

В 1965 г. На латвийской речке Амате были проведены первые в нашей стране соревнования по водному слалому. Речке этой суждено стать знаменитой – весенние встречи на Амате стали хорошей традицией, вызвали большой интерес и к водному туризму в целом, и к слалому в частности.

Соревнования первых лет проводились на малых гребных судах различных классов, включая и туристские разборные байдарки с мягкой оболочкой, и спортивнослаломные жесткие байдарки (одиночки и двойки), и каноэ. Вскоре произошло закономерное разделение. Выделился чистый спорт – гребной слалом, а спортивные встречи, организуемые местными советами по туризму и экскурсиям, стали проводиться именно как состязания в технике водного туризма. Естественно такие встречи проводятся на тех же судах, на которых туристы плавают, преодолевая  маршруты даже высоких категорий сложности. Повсеместно пришли к тому, что участники соревнуются в технике управления разборными байдарками с мягкой обшивкой, надувными лодками или плотами на надувных элементах.

Подводя итоги десятилетия, нужно сразу отметить, что в соревнованиях по технике водного туризма участвуют ныне представители большинства республик, многих краев и областей страны. И теперь уже задача, стоящая перед активом водных секций, несколько изменилась. Речь идет не просто о расширении географии и дальнейшем количественном росте – увеличении числа участников и числа соревнований (их проводится и так уже слишком много!). И даже не о росте спортивного уровня соревнующихся. А, скорее, о том, чтобы приблизить условия соревнований к походным, чтобы это были, действительно, состязания в технике туризма, а не в преодолении искусственной полосы препятствий.

Иными словами, по моему убеждению, участие в таких спортивных встречах – не самоцель, а важное средство повышения туристской квалификации. Состязания в преодолении ворот никоим образом не должны оттеснять или заменять самый туризм – радость преодоления все более сложных маршрутов, знакомства с природой все новых и новых районов страны.

В практике работы ленинградской водной секции мы стараемся как-то учесть эти соображения и одновременно сделать организуемые соревнования доступными все более широкой массе туристов-водников. Первым шагом был так называемый открытый старт на реке Рощинке. В этих соревнованиях на сравнительно легкой и безопасной слаломной трассе мог участвовать любой желающий, имеющий разрешение врача, спасательные принадлежности и умеющий плавать.

Следующим этапом было появление нового вида соревнований, включающего элемент ориентирования на местности. Собственно сезон 1973 г. мы и открыли именно такими соревнованиями. Проводились они 17-18 апреля на реке Вьюн, вытекающей из Лемболовского озера. Общая протяженность дистанции составляла 40 км (по 20 км в день); участники, соревнуясь в скорости ее прохождения, должны были «попутно» отыскать на берегах шесть отмеченных в описании маршрута контрольных пунктов и нанести – «наколоть» их на схему.

Следующим по времени возникновения видом соревнований были многодневные маршрутные гонки, участники которых состязались в прохождении сложной и протяженной естественной трассы. Первыми такие гонки стали культивировать в Латвии и на Украине. А весной (29 апреля – 2 мая) 1973 г провели маршрутную гонку и ленинградцы. Участники ее должны были с минимальными потерями времени пройти по-весеннему бурную Оять, впадающую в Свирь невдалеке от Ладожского озера. Задача дополнительно усложнялась тем, что по реке шел в это время молевой сплав.

Дистанция протяженностью в 160 км – от верховьев до пос. Алеховщина – была разделена на четыре равных этапа по 40 км на день. На всех опасных – порожистых местах заранее выставлялись посты спасательной службы. Впереди участников шла контрольная группа, составленная из сильнейших гребцов. В этом соревновании приняло участие 100 байдарок и 7 плотов на надувных емкостях. Для плотов дистанция была несколько сокращена, но чтобы выступавшим экипажам плавание не казалось слишком простым, им давался целый ряд обязательных заданий (пересечение струи, подход к берегу, смена греби).

Случайностей не было: победили наиболее хорошо подготовленные команды туристов спортклуба «Чайка» (байдарки со смешанными экипажами), спортклуба ЛИСИ (мужские экипажи) и производственного объединения «Позитрон» (плоты). Экипажи, имеющие свободное время, могли с соответствующим оформлением продлить дистанцию до станции Оять, т.е., пройти маршрут, соответствующий походу II категории. Это еще больше стирало грань между спортивным соревнованием и туристским походом.

В наш довольно насыщенный календарь, включающий в этом году по крайней мере пять соревнований на слаломной трассе (в основном на Лосевских порогах), в порядке эксперимента введено состязание на байдарках под парусом.

 Такие соревнования раньше не проводились. Очевидно их главному судье И. Ильину есть смысл поделиться опытом, а пока отметим, что встреча была очень интересной. 30 июня и 1 июля в Лосево были проведены три гонки, по результатам которых команде «Позитрона» был вручен переходящий кубок, учрежденный редакцией «Катеров и яхт».

 В редакции мне показали два письма, авторы которых предлагают проводить соревнования по ТВТ так, чтобы одни и те же экипажи на разных этапах состязались и в преодолении препятствий, и в ориентировании, и в скорости (на веслах, под парусом и даже под мотором «Салют»). Думаю, что организовать такую «комплексную» гонку будет крайне сложно, но сама идея заслуживает внимания.

 Очевидно, такое многообразие соревнований, охватывающих разные стороны техники водного туризма, - наиболее перспективный путь. В комплексе соревнования должны быть настоящей школой мастерства в преодолении препятствий. Разумеется, сказанное нисколько не означает, что надо сворачивать состязания на короткой трассе с комбинацией ворот. Ясно, что они остаются наиболее зрелищно интересными и играют важную роль хорошего средства агитации за водный туризм в целом. Но во всех случаях нельзя допустить, чтобы соревнования по технике туризма заменили дальнейшее развитие туризма.

 


 
Категория: Статьи | Добавил: Nasylych (04.02.2011) E W
Просмотров: 2037 | Теги: организация соревнований, ТВТ, техника водного туризма | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


  • На правах рекламы


  • Статистика


    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня были

    Корзина

    Ваша корзина пуста