ЧУЯ-РАЛЛИ - клуб профессионалов и любителей рафтинга

Категории раздела

М.Ю.Колчевников [5]
Документы, фильмы, воспоминания о М.Ю.Колчевникове
Документы ФРР [10]
Положения соревнований [43]
Протоколы соревнований [14]
Чемпионаты Европы [1]
Видеоролики [3]
Архив [10]
Библиотека полнотекста [10]

География сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к строительству каскада ГЭС на Чуе
Всего ответов: 189

Мини-чат

Каталог файлов

Главная » Файлы » М.Ю.Колчевников

Водный туризм. Глава из книги "Туристские тропы Алтая". Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1984. Часть 1.

[ Скачать с сервера (5.03Mb) ] 10.03.2011, 14:01
Водный туризм (глава из книги).
М.М.МАРКИН, М.Ю.КОЛЧЕВНИКОВ, В.Н.ЕРЕМЕНКО "Туристские тропы Алтая". Барнаул, Алтайское книжное издательство, 1984, с.117-138. 

Часть 1:

ВОДНЫЙ ТУРИЗМ

Алтай представляет богатые возможности для развития водного туризма. Разнообразные формы рельефа, густая речная сеть и относительно доступные подъезды к ней позволяют проводить интересные путешествия любой категории сложности. Этим объясняется богатая и продолжительная история освоения рек Алтая туристами. В конце пятидесятых годов туристами были проложены маршруты по рекам среднегорья, в начале шестидесятых пришел черед покорения более сложных рек горно-таежной зоны. В этот период была освоена Катунь, сделаны попытки прохождения Аргута, Чуй, Чулышмана, Башкауса. Окончательное покорение этих рек пришлось на первую половину семидесятых годов. Сейчас осваиваются малые водотоки: притоки второго и третьего порядков. Этот этап вызвал появление массы комбинированных походов, т. к. в верховья притоков в большинстве случаев приходится проходить пешком.

В покорении рек Алтая приняли участие туристы-водники многих городов Советского Союза. Немалую лепту внесли и алтайские спортсмены. Особо хочется отметить заслуги преподавателя Горно-Алтайского пединститута В. И. Неустроева, сумевшего создать в небольшом городе одну из сильнейших в стране секций водного туризма.


Важнейшие вехи освоения сложных рек Алтая

 Год первопрохожденияРеки Средства сплава Фамилия руководителя Город, где сформирована группа
 1970 Аргут лодки, понтон В.И.Неустроев Горно-Алтайск
 1971 Башкаус  плот, лодки А.А.Фомин Томск
 1971 Аргут плот Н.Л.Телегин Москва
 1972 Аргут плот С.М.Чесноков Томск
 1973 Чулышман   плот С.М.Чесноков Томск
 1974 Башкаус плот М.Ю.Колчевников Барнаул
 1974 Башкаус байдарки Л.И.Гейн Тула
 1974 Чулышман лодки В.И.Неустроев Горно-Алтайск
 1976 Чулышман плот В.М.Мустафин Челябинск
 1976 Чульча катамаран Г.М.Тимофеева Москва
 1976 Шавла-Чулышман лодки А.С.Сажнев Новосибирск
 1976 Чуя с Мажойским каскадом плот М.Ю.Колчевников Барнаул
 1976 Аргут плот В.Д.Свободин Свердловск
 1978 Чуя с Мажойским каскадом плот В.Ф.Столяренко Томск

Не пройдены до сих пор верховья Чулышмана, Карагемский прорыв Аргута, несколько порогов нижнего ущелья Башкауса, три порога Мажойского каскада на Чуе. Кроме того, есть ряд коротких, мощных, пока не освоенных рек. В преодолении этих водотоков заложены идеи новых водных маршрутов по Алтаю.

Рост числа туристов-водников, сам по себе отрадный, оборачивается, к сожалению, и негативной стороной — ростом несчастных случаев. Большинство аварий случается в группах новичков, чаще в тех, что выходят на сложные маршруты без достаточной подготовки и опыта. Самый опасный месяц на воде — май. Алтайские реки, и без того бурные и порожистые, в межсезонье — особенно в снеготаянье, в дожди — обретают дикий и неукротимый нрав. Ласковый родниковый ручеек в считанные часы может превратиться в мутный гремящий поток, и на лоции много раз пройденной реки не оказывается вдруг ни одной правильной отметки.

И тем не менее, опыт свидетельствует о том, что при тщательной подготовке к походу и умелом его проведении риск практически равен нулю — в любое время и на любом маршруте.

Туристу, собирающемуся в водный поход,— и новичку, и ветерану — надо твердо помнить:

средства сплава нужно готовить в расчете на экстремальные условия: сильный паводок, изменения русла и пр.;
индивидуальные спасательные средства должны быть у каждого участника похода, снимать их можно только на берегу, спасжилет должен быть многосекционным с подъемной силой 25—30 кг; самые надежные каски — хоккейные;
разведка   предстоящего   сложного   или   сомнительного участка пути — обязательна;
страховка с воды или с берега при прохождении трудных мест должна быть отработана заранее;
планировать маршрут надо так, чтобы сложные пороги проходить в первой половине дня, когда люди не устали;
на случай резкого ухудшения погоды иметь в запасе резервные дни.

Представление о максимальном уровне воды в реке дает гидрография. Алтайские реки можно приблизительно разделить на пять групп.

1.Реки с весенним половодьем. Питание снеговое. К этой группе относятся средние и малые реки предгорной части со средней высотой водосбора до 500 м.

2.Реки с весенним половодьем и дождевыми паводками. К этой группе относятся средние и малые реки со средней высотой водосборов от 500 до 1500 м.

3.Реки с весенне-летним половодьем и дождевыми паводками. Питание — снеговое, ледниковое, дождевое. К этой группе относятся все крупные и средние реки  с высотой водосбора от 1500 до 2500м.

4. Реки с летним половодьем. Питание ледниковое. Это в основном средние и малые реки на высотах свыше 2500 м.

5. Реки с выровненным ходом стока в течение всего года. Питание грунтовое. В основном это мелкие реки.

Наибольшее грунтовое питание наблюдается на реках со средней высотой водосбора в пределах от 600 до 2000 м. Исключение составляет река Чуя, у которой доля грунтовых вод составляет 33% от годового стока. Связано это с тем, что Чуйская котловина, заполненная песчано-галечниковыми отложениями, является огромным аккумулятором грунтовых вод, постепенно поступающих в Чую.
Продолжительность ледостава на реках Алтая колеблется от 110 до 200 дней, а на некоторых участках рек вода не замерзает. Начало ледостава приходится обычно на ноябрь, вскрытие — на начало — середину апреля.

 Река Место впадения Длина, км. Среднегодовой расход в устье, м/куб/часСредний уклон реки м/кмМаршруты максимальной сложности
 Обь Карское море 510 12690 0,08 I
 Катунь    Обь 650 624 2,6 VI
 Чумыш  Обь 760 160 0,5 I
 Чарыш Обь 508 111 2,9 II
 Бия Обь 290 475 0,96 II
 Алей Обь 755 34 - I
 Большая речка Обь 213 9,4 - I
 Песчаная Обь 275 40 5,3 III
 Чулышман  Телецкое озеро 235 150 7,8 V
 Башкаус  Чулышман 217 62 9,5 VI
 Кокса Катунь 183 90 5,8 II
 Аргут Катунь 211 112 10,0 VI
 Чуя Катунь 299 87 6,0 VI
 Б.Сумульта          Катунь 78 23 21,0 IV
 Чульча Чулышман 130 40 7,5 VI
 Урсул Катунь 130 33 6,0 IV

При описании маршрутов по рекам Алтая авторы исходили из критериев оценки категорий сложности, рекомендованных «Перечнем классифицированных туристских маршрутов». Все маршруты перечислить невозможно. Поэтому для каждой категории сложности выбирались наиболее интересные, характерные и удобные маршруты.

Если в описании не упоминается сезонность маршрута, значит она оптимальная: май — сентябрь.
 
Маршруты I категории

160.Р.Иша. Протяженность — 180 км, продолжительность 6 дней, средства сплава — байдарки, лодки.
Сплав можно начать от пос. Чоя. Первые 2—3 км река спокойна, затем русло сужается, сильно петляет, возрастает уклон и скорость, появляются протоки (в большинстве случаев проходима правая протока). Такой характер река сохраняет до пос. Нарлык. Осложняют маршрут крутые повороты реки и часто встречающиеся поваленные деревья в русле. Ниже река спокойна, скорость 3—4 км/час.

161.Р.Бия. Протяженность маршрута 200 км, продолжительность 6 дней, средства сплава — байдарки, лодки, плоты.
Маршрут начинается от районного центра села Турочак. Прямо у села расположен медленный плавный водоворот Кружало. За поворотом реки через 500—800 м шивера Кипяток с небольшим валом. До села Дмитриевки встречаются несложные шиверы. Ниже река часто разбивается на протоки. Галечные перекаты исчезают незадолго перед г. Бийском. В начале мая на реке проводится молевой сплав леса, что осложняет маршрут.

162.Р.Катунь. Протяженность маршрута 150 км, продолжительность 6 дней, средства сплава — байдарки, лодки.
Маршрут начинается от пос. Рыбалка, расположенного на 101 километре Чуйского тракта. В 200 м ниже парома через р. Катунь небольшая шивера с валами у правого берега. Между селами Дубровкой и Аей еще шивера. Ориентир для туристов — каменистый остров, проходить его следует правой протокой справа. Ниже села Платова много островов. В большую воду возможен навал на острова, в малую — мели и перекаты. В месте слияния Катуни и Бии на правом берегу стоит пос. Сорокине, связанный автобусным сообщением с г. Бийском.

163.Р.Чумыш. Протяженность маршрута 200 км, продолжительность 6—8 дней. Средства сплава — байдарки, лодки.
Начать поход можно от села Кытманова. Чумыш течет везде одним руслом, встречаются песчаные перекаты, подмытые деревья. Ниже села Стародраченинова в берегах — выходы коренных скальных пород. Сразу после впадения в Чумыш реки Алам-бай нужно пристать, чтобы берегом обойти полукилометровую запань. Ниже г. Заринска есть несложная шивера. До рабочего поселка Тальменки река широко меандрирует, встречаются топляки, особенно много их у железнодорожного моста через Чумыш, где и заканчивается маршрут.


Маршруты II категории

164. Р.Бия. Протяженность маршрута 290 км, продолжительность 6—8 дней. Средства сплава — байдарки, лодки, плоты.

Бия вытекает из Телецкого озера у сел Артыбаш и Иогач, которые соединены мостом. От него и отсчитывается длина реки до устья.

Первый порог начинается сразу за мостом. Полуметровые валы бугрят реку на полукилометровом отрезке. Порог лучше проходить под правым берегом. Через 2 км следующий порог — Юрток. Бия сужается, вал становится вдвое выше, чем у моста. Проходить его лучше в левой по течению трети русла прямо по языку слива. Через 8—9 км туристов встречает Кабыровский порог длиной 500—600 м. Проходы есть по всей ширине реки, байдаркам лучше держаться ближе к левому берегу. В центре вал до 1 м и камни.

В 1,5 км выше устья реки Пыжи на Бии расположен самый мощный порог — Пыжинский. Длина его около 700 м. Порог начинается небольшой шиверой, но дальше русло сужается, образуя в центре вал, в большую воду достигающий 2 м. Ниже устья Пыжи есть шивера с косыми валами. Пыжинский порог следует разведать. Порог Щеки отстоит от устья реки Пыжи на 5 км. Здесь река разделена большим островом на две большие протоки. Левая прямая, но в ней много камней, правая более полноводная, но в ней есть навал на скалы правого берега; обе они проходимы. На байдарках лучше проходить правой протокой, прижимаясь к острову.

В 1 км выше села Кебезень — Кебезенский порог, встречающий путешественников большими пологими валами. В 500 м ниже Кебезени лежат три ступени Сары-Кокшинских порогов. Общая длина их около 1,5 км. Проходить их нужно последовательно : правее, центром, и последнюю ступень — левее центра.

Порог Юрок расположен ниже парома, где река разделяется на две проходимые протоки невысоким галечным островом.

Последний порог, Кузенский, находится примерно в 7 км ниже устья Тулоя. В Турочаке — медленный плавный водоворот, а через километр — несложный порог Кипяток. Далее до т. Бийска на реке только перекаты.




Категория: М.Ю.Колчевников | Добавил: chuya-rally | Теги: туристские тропы алтая, Колчевников, водный туризм, реки, Алтай, сплав по реке
Просмотров: 2292 | Загрузок: 357 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


  • На правах рекламы


  • Статистика


    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня были

    Корзина

    Ваша корзина пуста