ЧУЯ-РАЛЛИ - клуб профессионалов и любителей рафтинга

Категории раздела

Туризм на Алтае [10]

География сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к строительству каскада ГЭС на Чуе
Всего ответов: 190

Мини-чат

Каталог файлов

Главная » Файлы » Библиотека полнотекста » Туризм на Алтае

Алтайская кругосветка. Отчет о путешествии группы Е.А.Косарева (Чулышман-Телецкое-Бия) - 1952 год. На байдарках. Часть 1.

24.09.2012, 14:34
Алтайская кругосветка.
Отчет о путешествии группы Е.А.Косарева (Чулышман-Телецкое-Бия) - 1952 год.

На байдарках. Часть 1.

29 июля мы начали свой путь на байдарках.

Долина реки Чулышман на участках, прилегающих к Кату-Ярыку, представляет собою террасу до 700-800 метров шириной, ограниченную крутыми каменистыми склонами двух хребтов. Растительность на склонах хребтов довольно бедна, видны кустарники, на отдельных местах встречается невысокий, хвойный лес.

Чулышман. Фото 1952 года

Фото: р.Чулышман

С гор красивыми, переливающимися на солнце лентами несутся водопады. Можно видеть и высохшие в летнее время русла горных ручьев. Непосредственно у воды растет тал, немного выше - низкорослая береза, кусты шиповника, крыжовника и др. Травы, цветы - характерные для южных, с небольшой влажностью, районов.

Долина реки на больших участках сохраняет основное направление на северо-запад. Но ширина долины такова, что река имеет немало извилин и прямые участки не превышают одного-полутора километров.

Мы начали свой путь по р.Чулышман от места, расположенного в 2 км выше Кату-Ярыка.

Чулышман. Первые километры пути (фото 1952 года)

Фото: Чулышман. Первые километры пути.

Кстати сказать, населенного пункта Кату-Ярык не существует. Жившие здесь когда-то алтайцы, вступив в колхоз, переселились в Балыхтую, находящуюся на Чулышманском плоскогорье. В Кату-Ярыке есть дом, в котором летом живет один колхозник, наблюдающий за посевами в долине Чулышмана. Около дома осуществляется для редких путников переправа на лодке.

Весь путь от "старта" до Телецкого озера можно разделить на три участка.
Первый участок реки, одинаковый по своему характеру, начинается в 6-7 км выше Кату-Ярыка и кончается в 2,5 км выше водопада Тудан, т.е. участок длиною около 14-15 км.

На этом участке берега реки пологи, почти везде можно подойти и высадиться. Река идет плесами длиною от 1,5 км до 600-700 м, пороги в большинстве проходимы. Ширина реки колеблется от 70-75 м до 30-35 м, скорость течения в среднем 7 - 7,5 км в час. В узкостях обычно и расположены пороги.

Камней много, но можно найти и путь между ними. Уклон, как и всюду на реке - четко заметен, кажется, катишься с горы.

Этот участок в 10 км мы прошли за пять ходовых часов, включая сюда и осмотр пути.

Надо сказать, что скорость реки и препятствия заставляют все время быть "на чеку".
В полукилометре от старта, где мы на самом берегу реки сложили тур, проходим порог средним руслом т.к. река разделяется двумя островами. Порог II степени трудности. Затем, через 1 км снова порог "единичка" и опять ход посередине.

Далее порог III степени трудности, шум его слышен уже после прохождения "единички".
Держимся правого берега. Первые 3 порога мы назвали Кату-Ярыкскими порогами. Почти в непосредственной близости порог IV степени трудности. Прошли справа с предварительным осмотром.

На следующий порог У степени трудности - нам пришлось затратить много времени. Верхний плес оканчивается тремя рукавами и мы, видя, что средний рукав самый широкий и спокойный в верхней части (см. фото) вошли в него и недалеко от порога пристали к правому берегу протоки - т.е. к острову. Осмотр показал, что пройти нельзя и необходимо вернуться к разветвлению реки на три рукава и войдя в правый рукав, идти вдоль материкового берега.

Байдарки на Чулышмане - 1952 год

Фото: Спокойная поверхность верхней части средней протоки - прямой путь к порогу V ст. трудности. Пришлось возвращаться, чтобы пройти правой протокой.

За десяток метров от порога нужно подойти к берегу, высадиться (одному пришлось высаживаться, выскочив из байдарки, так как развернуться и чисто подойти почти невозможно) и провести байдарку через основной спад. В нижней части порога - идти вдоль правого берега, стремнину и ее буруны оставить слева.

Через 1,5 км - порог IV степени трудности. После осмотра прошли ближе к правому берегу, приняли воды в кокпит и пристав, откачались. Вскоре река делает почти под прямым углом поворот на запад. На повороте, на правом берегу виден крутой, скалистый склон, опускающийся в воду и в этом месте терраса на правом берегу разрезана хребтом, спускающимся непосредственно к воде.

На повороте порог "двойка", проходим по левому берегу. Далее плес, который заканчивается поворотом реки на север. Здесь снова порог двойка, проходимый ближе к правому берегу.

Подходим к Туданским порогам

Фото: Подходим к Туданским порогам

Следующий порог "IV" - сделали проводку по правому берегу в верхней части. Открывается плес с очень крутым правым берегом долины. Терраса справа почти отсутствует. За этим плесом начинаются Туданские пороги. Советуем высадиться на левый берег, сделать сколь возможно проводку, а самые бурные места обнести по левому берегу. Думаем, что этот вариант лучше избранного нами. Мы больше прошли водой, подошли непосредственно к водопаду высотою в 3 метра (справа, между скалами, есть спокойное место), но вынуждены были делать обнос почти на 3 км.

Здесь оканчивается первый участок реки.

В 2,5 км выше водопада Тудан долина реки становится теснее, появляются бомы (местное название вертикальных стен скал, опускающихся в воду). Река местами шириной на плесах 15-20 м, на порогах 12-15 м (это после ширины 70-75 м), вода бурлит и ложе реки расположено в глубокий "канаве".
В поперечном разрезе долина представляется в следующем виде: крутые склоны хребтов высотою 700-1000 м с обоих берегов опираются на террасу, которая прорезана рекой, текущей в "канаве" с откосами высотою до 8-10 м. Известно, что естественный уклон каменных откосов весьма крутой.

Местами берега "канавы" высотою всего в 2-3 метра, проще подойти к воде или высадиться с воды, река на плесах достигает ширины до 70-80 метров, но камней больше, чем на участке около Кату-Ярыка. Уклон реки заметнее и плесы, если так можно назвать участки между порогами, не встречаются длиннее 800-1000 м. В особенно узких местах (около водопада Тудан, ниже бома Итыкая, ниже устья реки Еланду "плесы" представляют собою участки до 100-150 м длиною, причем проходить их на байдарке невозможно, так как лежащие ниже пороги требуют проводки или обноса. Эти короткие плесы приходится проводить вдоль берега.

Для проводки используем длинные концы

Фото: Для проводки используем длинные концы

Итти вдоль берега на малой скорости невозможно, так как скорость реки велика и уберечь байдарку трудно, если не безнадежна вообще такая попытка.

Этот самый трудный участок маршрута оканчивается устьем р.Чульча и имеет протяженность около 30 км.

На данном участке длину переходов точнее обозначать в часах, так как огромны затраты времени на осмотр пути. Поскольку плесы короткие, приходилось делать разведку до конца плеса с осмотром следующего порога. Порою же просматривали с берега большую часть реки, возвращались и шли на байдарках. На последнем и заключительном этапе - движении с байдаркой - приходилось либо нести или вести байдарку, либо лететь с большой скоростью. Кроме того, проходя через пороги с бурунами до 1 м высотой, редко удавалось "выскочить сухим из воды", т.е. байдарка принимала изрядное количество воды в кокпит и фартуки мало помогали. После прохождения порогов, как правило, подходили к берегу и откачивались кружками.

Байдарки на Чулышмане - 1952 год


О степени трудности, о скорости продвижения говорят такие цифры: 30 июля в 12 ч. дня мы начали штурм Туданских порогов, т.е. штурм всего 30-ти километрового участка, и окончили его прохождение 3 августа в 19-15 у устья р.Чульча.

Таким образом, почти пять дней хорошей работы потребовалось на преодоление этого участка. Такие затраты времени происходят исключительно из-за трудности пути и частично в силу того, что нас было трое. Это последнее обстоятельство сказывалось на обносе байдарок. Режим наш был жестким - обеспечивали 8 часов сна, все остальное время - постановка или снятие лагеря и движение вперед. К тому же 1-го вечером погода стала портиться и следующие два дня были дождливые, пасмурные. Это
обстоятельство резко сказалось на скорости проводки - стало холодно.

За пять дней мы прошли 15 порогов, на других 6 делали проводку только на верхней части спада, сделали проводку на порогах у устья р.Еланду на расстоянии 600 м и обнесли байдарки в
общей сложности на 4 км.

Степень трудности порогов - от первой до пятой.
Кроме того были и перекаты, которые нельзя классифицировать как пороги, но они тоже требовали внимания и работы.

Водопад Тудан

Фото: Водопад Тудан

Проводку байдарки осуществляли непосредственно, придерживая ее за кормовую часть и для страховки взяв в руки кормовой конец, или же вынужденные невозможностью двигаться самим
у берега, выпускали байдарку на 15 метровом кормовом конце в поток, идущий у берега. Регулируя длиной конца, стерлись предохранить байдарку от повреждений о камни. Глубина в таких местах достаточна, но сложность в том, что, сев в байдарку и отойдя от берега, подойти к берегу при появлении опасного порога не удастся, без повреждений, - скорость реки слишком велика. Для проводки байдарок, предусматривая такой способ движения, мы запаслись в Москве концами по 16-17 метров.

При испытаниях в Москве веревка выдерживала около 200 кг. На носовую и кормовую части байдарок, примерно в 20-25 см от штевней, были одеты концы беседочными узлами, а их основные концы, протянутые по деке, были закреплена на шпангоутах. Такой способ "взнуздывания" байдарки вполне оправдал себя.

Подробнее описывая этот 30-ти километровый участок, можно подразделить его, в свою очередь, на участии проходимые и непроходимые. К последним относятся участок, который мы назвали "Туданские пороги" ( 2,5 км выше водопада Тудан и 400-450 м ниже водопада), пороги, следующие непосредственно за бомом Иты-кая, длиною 800 м, названные нами ''Итыкайская
цепь" и группы порогов, расположенных ниже устья рек Еланду и Тургая.

Первый и самый большой участок - Туданские пороги, на котором мы обносили байдарки, представлен на данной фотографии. Это верхние пороги и самые трудные.

Чулышман. Туданские пороги (фото 1952 года)

Фото: Туданские пороги

Мы обнесли их по правому берегу, подойдя вплотную к водопаду высотой в 3 м. Метров 800 тянется сплошная полоса бурунов, камней, участок непроходим. Ниже тянутся "плесы" до 100-150 м длиной, но подходы к воде по правому берегу с байдаркой невозможны.

Можно попытаться, сделать обнос байдарок по левому берегу, где придется нести около 900 м, а затем спуститься к воде. Байдарки от этого спуска к воде следует вести вдоль берега.

Но этот путь мы предлагаем как лишь возможный вариант. На участке в 3 км, на Туданских порогах происходит падение порядка 35-40 м.

Между группой Туданских порогов и бомом Иты-Кая есть один порог "двойка" вполне проходимый, в средней и левой части и два порога III степени трудности, проходимые с предварительным осмотром, придерживаясь левого берега.

Чулышман. Байдарка в пороге. 1952 год

Фото: На пороге


Чулышман на байдарке. В бурунах под порогом. 1952 год

Фото: В бурунах под порогом

Чулышман. После Иты-кая. Фото 1952 года


Второй, весьма трудный, участок - ниже бома Иты-кая.
Метрах в 100 от бома, у которого вода поразительно спокойна, шумят пороги, представляющие собою беспрерывную цепь. Река на расстоянии около 800 м несется в узкой "трубе" до 15 м шириной. Падение на этом участке около 7-8 метров. Участок прямой и заканчивается поворотом влево на 90 градусов. Прохождение и проводка исключены. Поскольку у нижнего конца этого порога подход к воде труден, а река, сделав поворот, снова через каждые 150-200 метров имеет пороги, решили обнести, срезав угол по гипотенузе. Обнесли по левому берегу примерно на 1100 метров, тем более, что у бома Иты-кая проходит тропа к Коо.

Бом Иты-кая более "мирное" место, чем это встречается в описаниях. Вдоль кромки воды, у отвесной стены бома, выложена насыпь из камней, скрепленная местами кусками деревьев.

Высота этой насыпи около 2-х метров над водой. Никаких угрожающе нависших карнизов нет. Лишь в большую воду, тропа и насыпь оказываются под водой. Скала вся испещрена надписями. Основанием скалы служит полого лежащая плита, уходящая в Чулышман и только в одном месте тропа проходит между вертикальной стеной и огромной скалой, которая лежит в реке.

Бом Иты-кая

Фото: Бом Иты-кая

Закончив транспортировку байдарок и груза на плечах в обход "Итыкайской цепи", мы продолжили путь по воде.

Сначала идем вдоль левого берега. Виден поворот вправо у крутого берега, где левобережная терраса прерывается. Пересекаем реку, приближаясь к правому берегу. Река не спокойна. Если можно назвать этот участок плесом, то весьма условно, так как сжатая крутыми склонами берегов, река бурлит. Сразу же за поворотом, вырвавшись из основного потока заранее, подходим к правому берегу. Порог IV степени трудности. Проводка в верхней части и держим курс к левому берегу реки. Впереди река делает поворот влево и "условным" плесом оканчивается участок до устья реки Еланду.

До устья реки Еланду прошли еще два порога с просмотром и проводкой в верхней части вдоль левого берега. Верхний порог IV "б" и нижний, за которым уже видно место впадения реки Еланду - чистая пятерка. Причем за порогом еще на большом расстоянии идут буруны высотою ориентировочно до 0,8м.

Продолжение

Категория: Туризм на Алтае | Добавил: Publikat | Теги: Иты-кай, Чулышман, порог, Тудан, Чульча, байдарка, Кату-Ярык, Косарев, Итыкай, река
Просмотров: 1632 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


  • На правах рекламы


  • Статистика


    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня были

    Корзина

    Ваша корзина пуста