ЧУЯ-РАЛЛИ - клуб профессионалов и любителей рафтинга

Категории раздела

Туризм на Алтае [10]

География сайта

Наш опрос

Как вы относитесь к строительству каскада ГЭС на Чуе
Всего ответов: 190

Мини-чат

Каталог файлов

Главная » Файлы » Библиотека полнотекста » Туризм на Алтае

Алтайская "кругосветка". Отчет о путешествии группы Е.А.Косарева (Чулышман-Телецкое-Бия) - 1952 год. На автомашине по Чуйскому тракту.

23.09.2012, 18:32
Отчет о путешествии группы Е.А.Косарева (Чулышман-Телецкое-Бия) - 1952 год

АЛТАЙСКАЯ "КРУГОСВЕТКА"

Маршрут, который мы назвали - алтайская "кругосветка", состоит по способам передвижения из трех основных этапов и охватывает большую часть горного Алтая.

Путь был начат в г.Бийске, откуда мы по Чуйскому тракту на попутных машинах за 2 дня сделали 450 км и прибыли в Акташ (9 км. от Чибита).

Далее от Акташа до Кату-Ярыка через Улаган прошли пешком, транспортируя основной груз - байдарки и прочее имущество - на лошадях. Этот участок составил 105 км. и занял 3 дня, форсированного марша (дорогие конно-дни).

Наконец, от Кату-Ярыка мы, собрав байдарки, прошли по реке Чулышман, по Телецкому озеру, и по реке Бия замкнули "кругосветку" в г.Бийске. Водная часть пути равна примерно 500 км, и мы шли водой 17 дней, имея в том числе две дневки. Кроме того, на дневках мы сделали 2 пешеходных маршрута с целью ознакомления с реками Чулышман и Башкаус (на тех участках, по которым не проходил наш маршрут) и определения возможности движения на этих участках для спортивных групп.
Это еще 30 км.

Таким образом, на маршрут протяженностью 1055 км мы затратили 22 дня. В целом же путешествие заняло 34 дня, включая 10 суток пути по ж.д. - Москва-Бийск-Москва, и плюс 2 дня в г.Бийске.
Маршрут по своей сложности относится к маршрутам третьей категории трудности, на некоторых же участках маршрут гораздо сложнее, чем те, которые классифицируются по третьей категории трудности.

В пути мы имели 17 ночлегов в полевых условиях, 11 дней шли по ненаселенной местности. Часть пути в 145-150 км в том числе по рекам - 125 км, была с серьезными естественными препятствиями. Следует отметить, что ни литературных источников по маршруту, ни крупномасштабных карт не имеется.

Маршрут проделан на двух байдарках, одна из них типа Д-1 ( констр.Деревянко), и вторая - типа "Клеппер", группой туристов в 3 человека, в составе:
Косарев Е.А. - руководитель группы
Чехович К.В.
Гладков А.В.
Наш четвертый спутник, буквально накануне от'езда, вынужден был остаться в Москве по служебным обстоятельствам.

С большим интересом мы проделали этот сложный поход по горным дорогам, по плоскогорьям с перевалами через хребты. Незабываемы картины белков, пиков, ледников, просторов и ущелий, озер, горных рек, тайги и богатейшей растительности. Поход на байдарках по р.Чулышману, Телецкому озеру и р.Бие доставил большое спортивное удовлетворение.

В пути мы видели грандиозное строительство, бурный рост индустриализации нашей страны, освоение огромных пространств советским человеком, сталинскую* заботу о людях, культурный рост отсталых и вымиравших в дореволюционное время народов.

Из песни слова не выкинешь!

* Прим.:
В тексте отчета слово "сталинскую" зачеркнуто, однако сверху чьей-то рукой написано: "из песни слова не выкинешь!"

***

НА АВТОМАШИНЕ ПО ЧУЙСКОМУ ТРАКТУ

Начальный пункт нашего маршрута - г.Бийск - бывший купеческий городок, лежавший на торговых путях в Монголию и Китай.

В наши дни - это промышленный город, заводы которого производят электропечи, машины для пищевой и молочной промышленности и другую продукцию. Вместе с тем - это город строящихся заводов. За годы Советской власти город вырос в несколько раз.

В городе есть краеведческий музей с интересными документами и коллекциями по истории края. Из г.Бийска мы отправились 23 июля с.г. "погрузившись", с помощью диспетчера К.П. на Чуйском тракте, в две автомашины.

Ехали с удобствами - сидели в кабинах. Чуйский тракт пересекает Горный Алтай и является основ-
ной дорогой, которая связывает районы Горного Алтая с Бийском.

Почти из всех районных центров к тракту выходят дороги и шоссе местного значения.

Тракт поддерживается постоянно в хорошем эксплоатационном состоянии. В крупных населенных пунктах имеются чайные - ...
Прим.: В имеющейся у нас сканированной версии отчета, к сожалению, отсутствует четвертая страница. Если у читателя есть возможность прислать текст этой страницы будем весьма признательны.
... автономной области. Дорога становится живописнее, горы ближе подступают к дороге.
На 90 км от Бийска расположено село Майма. Здесь можно отдохнуть, плотно и вкусно пообедать в приличной и чистой чайной, купить на базаре ягод, молока, яиц ( ягоды - 80 коп. стакан,   яйца - 1 шт. рубль).

Далее дорога снова приближается к берегу Катуни. Слышен шум реки, местами открываются виды и на быстро несущуюся Катунь. Стоит остановиться и посмотреть реку.

Около села Усть-Сема Чуйский тракт переходит на левый берег Катуни. Здесь река особенно величественна с моста.

От Усть-Семы дорога уходит в горьки машина движется по долине горной реки Семы. Местность изобилует частой сменой пейзажей: отдельные, покрытие лесом, скалистые горы, узкости долин, ручьи, мощные лиственницы и масса цветов.

На 202 км расположено с.Шебалино до которого мы ехали 9 часов (включая остановки для отдыха, заправки машин и т.д.). В Шебалино снова можно "заправиться" в хорошей чайной.

От Шебалино начинается вскоре пологий под'ем, а затем спуск по широкой и пышной долине. На 224 км, за с.Топучее - пологий под'ем на перевал Каменное седло. Наш шофер рассказывал, что снег на перевале держится до конца июня. Здесь прохладно, просторно. Снова масса цветов.   Цепи высоких гор подходят вплотную к дороге.

На перевале находится арка, построенная строителями дороги. С перевала видны на юге Терктинский хребет и Кеньгинская котловина.

Семинский перевал находится на 232,5 км от Бийска. За перевалом пологий спуск до самого Онгудая (большой районный центр), расположенного на 289 км пути. От перевала дорога шла по долине р.Туэкта, а от села Каракол по долине р.Урсул.

На 256 км видна часть Терктинского хребта, на котором даже в конце июля месяца лежал снег. В Онгудае мы заночевали на базе " Автовнештранса", прямо в кабинах автомашин. Обычно шоферы "Автовнештранса" делают остановку либо в Онгудае, либо в Ине.

На 308 км дорога по серпантинам начинает подниматься к Чике-Таманскому перевалу (1360 м). На перевале, метров на 50 над дорогой, на небольшом пике установлена беседка - "кругозор". Советуем здесь не- торопиться. Для фотоаппарата здесь много точек приложения. Здесь и дневку хорошо сделать. Спуск с перевала еще более крутой и извилистый, чем под'ем.

На 327 км -тракт снова выходит к р.Катунь и вьется по карнизам над рекой. На 358 км находится автогородок Иня, и дорога переходит на правый берег Катуни. Обычно здесь машины останавливаются на 1,5 - 2 часа для технического осмотра и заправки.

После Семинского перевала растительность заметно беднее. Вдоль дороги разрослась полынь и бледнеют участки засохшей травы. Лес виден лишь на склонах гор и редко подступает к тракту. От Ини лес почти не встречается близко к дороге. Чаще попадаются бомы.

Вскоре после выезда из Ини следует на 365 км пути остановить машину и пройти около 150 м на юг от дороги.

Поднявшись на вершину небольшого холма взору открывается слияние двух рек - Катуни и Чуи, вид на хребет Белухи!

Картина величественная! На 436 км тракта становятся видны Чуйские белки. В жаркие солнечные дни, когда воздух почти обжигает, ледники белков кажутся миражем.

В 14-00 24 июля мы прибыли в Чибит, затратив в общей сложности 29 часов на путь в 440 км.

В Чибите имеется чайная, почтовое отделение - последнее на нашем пути вплоть до выхода из Телецкого озера, из которого письма отправляются на автомашинах. Из горных районов к тракту в Чибит, почта доставляется на лошадях.

В Чибите мы сгрузились. Отсюда мы поворачиваем на Улаган. В Чибите мы узнали неприятную новость: по дороге на Улаган сегодня-завтра должны взрывать скалы в районе, так называемых Красных ворот, -для расчистки пути. По этому случаю проход в горах должен быть закрыт.

В Чибите мы сошли о машин " Автовнештранса" и поэтому стали предпринимать попытки срочно выбраться из Чибита к Улагану. Взрыв скал у Красных ворот мог нас задержать на 10-12 дней, что, естественно, нас никак не устраивало.

В дополнение ко всему, буквально за несколько часов до нашего приезда, из Чибит на Улаган ушли две автомашины. Это последние машины, которые были пропущены через горный проход.

Пара часов волнений и поисков, и мы садимся на машину Акташского Рудоуправления, находящегося примерно в 9-10 км от Чибита. Здесь мы договариваемся с местными властями, которые обещали нам дать пару лошадей на следующее утро, т.е. на 25 июля.

Переночевав, мы отправились в путь пешком, погрузив наш груз на лошадей.

Считаем необходимым сообщить некоторые советы по этому этапу маршрута. Стоимость проезда на автомашинах от Бийска до Чибита по тарифу = 115 р. с человека. За наш груз взяли еще такую же сумму.
Советуем также, по приезде в Бийск, чтобы не терять дня, сразу с вокзала отправиться на заречную сторону к диспетчерскому пункту на Чуйском тракте. Машины на Улаган и на Чибит уходят утром в 8-10 часов. Кроме того если на диспетчерском пункте нет машин и неизвестно пойдут ли они в этот день
на Чибит, следует- обратиться на базу "Автовнештранса" по адресу: Красногвардейская ул. д.34. Здесь можно уточнить час выезда.

На дальние расстояния лучше устраиваться на машины "Автовнештранса" - в кабинах удобнее все-таки! В чайных можно плотно поесть на 5-6 рублей. В Акташе имеется магазин, в котором можно найти масло, сыр, хлеб, ветчину и др.

На дорогу Бийск - Акташ необходимо планировать два дня, но если есть время, то стоит не торопиться, почаще останавливаться и осматривать отдельные места. Дорога так привлекательна и разнообразна, что двух днем маловато для "плотной укладки" впечатлений и ознакомления с Горно-Алтайском,
маралосовхозом и др. местами.

Продолжение

Категория: Туризм на Алтае | Добавил: Publikat
Просмотров: 1488 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]

Форма входа

Поиск

Друзья сайта


  • На правах рекламы


  • Статистика


    Яндекс.Метрика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0

    Сегодня были

    Корзина

    Ваша корзина пуста